Начало Петрова поста

Протоиерей Димитрий Смирнов

Если у человека спросить: «Как ты думаешь, какой самый страшный грех?» – один назовет убийство, другой воровство, третий подлость, четвертый предательство. На самом деле самый страшный грех – это неверие, а уж оно рождает и подлость, и предательство, и прелюбодеяние, и воровство, и убийство, и что угодно.

Грех не есть проступок; проступок является следствием греха, как кашель – это не болезнь, а ее следствие. Очень часто бывает, что человек никого не убил, не ограбил, не сотворил какой-то подлости и поэтому думает о себе хорошо, но он не знает, что его грех хуже, чем убийство, и хуже, чем воровство, потому что он в своей жизни проходит мимо самого главного.

Неверие – это состояние души, когда человек не чувствует Бога. Оно связано с неблагодарностью Богу, и им заражены не только люди, полностью отрицающие бытие Божие, но и каждый из нас. Как всякий смертный грех, неверие ослепляет человека. Если кого-то спросить, допустим, о высшей математике, он скажет: «Это не моя тема, я в этом ничего не понимаю». Если спросить о кулинарии, он скажет: «Я даже суп не умею варить, это не в моей компетенции». Но когда речь заходит о вере, тут все имеют собственное мнение. Один заявляет: я считаю так; другой: я считаю так. Один говорит: посты соблюдать не надо. А другой: моя бабушка была верующей и она вот так делала, поэтому надо делать так. И все берутся судить и рядить, хотя в большинстве случаев ничего в этом не понимают.

Почему, когда вопросы касаются веры, каждый стремится обязательно высказать свое дурацкое мнение? Почему в этих вопросах люди вдруг становятся специалистами? Почему они уверены, что все здесь понимают, все знают? Потому что каждый считает, что он верует в той самой степени, в которой необходимо. На самом деле это совершенно не так, и это очень легко проверить. В Евангелии сказано: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет». Если этого не наблюдается, значит, нет веры даже с горчичное зерно. Так как человек ослеплен, то он считает, что верует достаточно, а на самом деле он не может совершить даже такой пустяк, как сдвинуть гору, которую и без веры сдвинуть можно. И из-за маловерия происходят все наши беды.

Когда Господь шел по водам, Петр, который никого на свете не любил так, как Христа, захотел прийти к Нему и сказал: «Повели мне, и я пойду к Тебе». Господь говорит: «Иди». И Петр также пошел по водам, но на секунду испугался, усомнился и стал тонуть и воскликнул: «Господи, спаси меня, я погибаю!» Сначала он собрал всю свою веру и, на сколько ее хватило, на столько он и прошел, а потом, когда «запас» иссяк, стал тонуть.

Вот так же и мы. Кто из нас не знает, что Бог есть? Все знают. Кто не знает, что Бог слышит наши молитвы? Все знают. Бог всеведущ, и, где бы мы ни были, Он слышит все слова, которые мы произносим. Мы знаем, что Господь благ. Даже в сегодняшнем Евангелии есть подтверждение этому, и вся наша жизнь показывает, как Он к нам милостив. Господь Иисус Христос говорит, что, если наше дитя просит хлеба, неужели мы дадим ему камень или, если просит рыбу, дадим ему змею. Кто из нас может так поступить? Никто. А ведь мы люди злые. Неужели это может совершить Господь, Который благ?

Тем не менее мы все время ропщем, все время стонем, все время то с одним не согласны, то с другим. Господь нам говорит, что путь в Царствие Небесное лежит через многие страдания, а мы не верим. Нам все хочется быть здоровыми, счастливыми, мы все хотим на земле хорошо устроиться. Господь говорит, что только тот, кто пойдет за Ним и возьмет свой крест, достигнет Царствия Небесного, а нам это опять не подходит, мы снова настаиваем на своем, хотя считаем себя верующими. Чисто теоретически мы знаем, что в Евангелии содержится истина, однако вся наша жизнь идет против нее. И часто нет у нас страха Божия, потому что мы забываем, что Господь всегда рядом, всегда на нас смотрит. Поэтому мы так легко грешим, легко осуждаем, легко человеку можем пожелать зла, легко им пренебречь, оскорбить его, обидеть.

Теоретически нам известно, что есть вездесущий Бог, но наше сердце далеко отстоит от Него, мы Его не чувствуем, нам кажется, что Бог где-то там, в бесконечном космосе, и Он нас не видит и не знает. Поэтому мы грешим, поэтому не соглашаемся с Его заповедями, претендуем на свободу других, хотим переделать все по-своему, хотим всю жизнь изменить и сделать ее такой, как мы считаем нужным. Но это совершенно неправильно, мы никак не можем в такой степени управлять своей жизнью. Мы можем только смиряться перед тем, что Господь нам дает, и радоваться тому благу и тем наказаниям, которые Он посылает, потому что через это Он нас учит Царствию Небесному. Но мы Ему не верим – мы не верим, что нельзя грубить, и поэтому грубим; не верим, что нельзя раздражаться, и раздражаемся; мы не верим, что нельзя завидовать, и часто кладем глаз на чужое и завидуем благополучию других людей. А некоторые дерзают завидовать и духовным дарованиям от Бога – это вообще грех страшный, потому что каждый от Бога получает то, что он может понести.

Неверие – это удел не только людей, которые отрицают Бога; оно глубоко проникает и в нашу жизнь. Поэтому мы часто пребываем в унынии, в панике, не знаем, что нам делать; нас душат слезы, но это не слезы покаяния, они не очищают нас от греха – это слезы отчаяния, потому что мы забываем, что Господь все видит; мы злимся, ропщем, негодуем.

Отчего мы всех близких хотим заставить ходить в церковь, молиться, причащаться? От неверия, потому что мы забываем, что Бог хочет того же. Мы забываем, что Бог каждому человеку желает спастись и о каждом заботится. Нам кажется, что никакого Бога нет, что от нас, от каких-то наших усилий что-то зависит,– и начинаем убеждать, рассказывать, объяснять, а делаем только хуже, потому что привлечь к Царствию Небесному можно лишь Духом Святым, а у нас Его нет. Поэтому мы только раздражаем людей, цепляемся к ним, надоедаем, мучаем, под благим предлогом превращаем их жизнь в ад.

Мы нарушаем драгоценный дар, который дан человеку,– дар свободы. Своими претензиями, тем, что хотим всех переделать по своему образу и подобию, а не по образу Божию, мы претендуем на свободу других и стараемся всех заставить мыслить так, как мыслим сами, а это невозможно. Человеку можно открыть истину, если он о ней спрашивает, если он хочет ее узнать, мы же постоянно навязываем. В этом акте нет никакого смирения, а раз нет смирения, значит, нет благодати Святого Духа. А без благодати Святого Духа результата не будет никакого, вернее, будет, но противоположный.

И вот так во всем. А причина в неверии – неверии Богу, неверии в Бога, в Его благой промысел, в то, что Бог есть любовь, что Он хочет всех спасти. Потому что, если бы мы верили Ему, мы бы так не поступали, мы бы только просили. Почему человек идет к какой-то бабке, к знахарке? Потому что он не верит ни в Бога, ни в Церковь, не верит в силу благодатную. Сначала он обойдет всех чародеев, колдунов, экстрасенсов, а если ничего не помогло, ну тогда уж обращается к Богу: авось поможет. И самое удивительное, что ведь помогает.

Если бы какой-то человек все время нами пренебрегал, а потом у нас стал что-то просить, мы бы сказали: знаешь, так не годится, ты так ко мне препогано относился всю жизнь, а теперь приходишь у меня просить? Но Господь милостивый, Господь кроткий, Господь смиренный. Поэтому по каким бы путям-дорогам человек ни ходил, какие бы безобразия он ни делал, но если он обращается к Богу от сердца, на последний, как говорится, худой конец – Господь и тут помогает, потому что Он только и ждет нашей молитвы.

Господь сказал: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам», а мы не верим. Мы не верим ни в свою молитву, ни в то, что Бог нас слышит,– не верим ничему. Вот поэтому у нас все и пусто, поэтому наша молитва как бы и не исполняется, она не может не только гору сдвинуть, а не может вообще ничего управить. Если бы мы действительно верили в Бога, тогда любого человека смогли бы на истинный путь направить. А направить на истинный путь возможно именно молитвой, потому что она оказывает человеку любовь. Молитва перед Богом – тайна, и в ней нет никакого насилия, есть только просьба: Господи, управь, помоги, исцели, спаси.

Если бы мы так действовали, то достигли бы большего успеха. А мы все надеемся на разговоры, на то, что как-то сами управимся, что-то такое сохраним на какой-то черный день. Кто ждет черного дня, у того он обязательно настанет. Без Бога все равно ничего не достигнешь, поэтому Господь говорит: «Ищите прежде всего Царствия Божия, и остальное все приложится вам». Но мы и этому не верим. Наша жизнь не устремлена в Царствие Божие, она больше направлена на людей, на человеческие отношения, на то, как бы здесь все наладить. Мы хотим удовлетворить собственную гордость, собственное тщеславие, собственное честолюбие. Если бы мы стремились к Царствию Небесному, то радовались бы, когда нас притесняют, когда нас обижают, потому что это способствует нашему вхождению в Царствие Небесное. Мы бы радовались болезни, а мы ропщем и ужасаемся. Мы боимся смерти, все стараемся продлить свое существование, но опять не ради Господа, не ради покаяния, а по своему маловерию, из страха.

Грех маловерия в нас проник очень глубоко, и с ним надо очень сильно бороться. Есть такое выражение: подвиг веры – потому что только вера может подвигнуть человека на что-то настоящее. И если каждый раз, когда в нашей жизни складывается такая ситуация, что мы можем поступить по-Божески и можем поступить по-человечески,– если каждый раз мы будем мужественно поступать по своей вере, то вера наша будет расти, она будет укрепляться.

Если взять гирю и каждый день поднимать ее по десять раз, а через месяц мышцу измерить, мы увидим, что она увеличится в объеме; а через год она будет еще больше. Так и вера: если мы ежедневно будем совершать некий поступок не по чувствам, не по разуму, а по нашей вере, то она в нас умножится. Вот раздражает меня какой-то человек тем, что лезет ко мне со всякими глупостями; надоел до предела. Что делать? Хочется убежать или сказать ему в ответ какую-то колкость, нечто такое, чтобы он больше никогда в жизни не приставал. Это мне хочется как человеку грешному, а как я должен поступить по вере? По вере я должен рассуждать так: зачем Господь ежедневно посылает ко мне этого человека, зачем Он дал мне этот крест? Для чего меня жизнь все время с ним сталкивает? Чтобы я терпел, чтобы я приобрел смирение терпя. Значит, буду терпеть год, два, три, четыре, десять лет, пока не смирюсь полностью, пока меня не перестанет это раздражать.

И если каждый раз мы будем поступать по вере, не выплескивать свое раздражение, а, наоборот, держать его внутри и просить у Бога: Господи, помоги мне, дай мне терпение удержаться, не сказать грубость, резкость, дай мне как-то выдержать это маленькое испытание,– если мы будем так делать день, два, неделю, месяц, год, десять лет, то как мышца укрепляется и становится сильней, так будет укрепляться и наша вера. И когда случится в нашей жизни какое-то действительно серьезное испытание, тогда мы сможем в вере устоять; мы не откажемся ни от Господа, ни от веры, ни от Царствия Небесного.

Если на спортсмена, который всю жизнь тренирует свое тело, нападут разбойники, и он от них побежит, а они все прокуренные да пропитые, 60 метров пробегут и отстанут. Спасется человек – ему пригодится то, что он занимался спортом. Поэтому когда мы терпим, допустим, свое раздражение, или все время преодолеваем свою жадность, или совершаем еще какой-то волевой акт, поступаем не по чувствам нашим, а по нашей вере, как должен поступать христианин, то мы это делаем не напрасно. Мы готовим себя к более серьезному экзамену, который обязательно будет. И самый серьезный экзамен, самое главное испытание – это смерть. Но и до смерти у нас будет очень много испытаний, и по мере возрастания нашей веры они будут расти.

Когда человек переходит в институте из курса в курс, экзамены все усложняются, а потом бывает самый главный, государственный, и диплом. Защита диплома – это наша смерть, а перед этим нужно сдать множество экзаменов. И чем больше растет наша вера, тем больше она будет Богом испытываться, потому что как иначе можно познать человека?

Был такой случай со Спиридоном Тримифунтским: он пришел на собор, а стражник его не пускает. Он говорит: «Почему ты меня не пускаешь? Я епископ». А был он в простой пастушеской одежде, потому что пас скотину, добывая себе пропитание. Стражник его ударил, и Спиридон подставил ему другую щеку. Тот говорит: «А, теперь вижу, что ты епископ, проходи». Вот он, пропуск. Сразу видно, что этот человек христианин. Не надо никаких документов, что ты, дескать, верующий. Вот написано: христианин; фотография – борода, усы; и печать. Этого не надо, потому что христианин проверяется не документом.

Единственный документ – исполняет человек заповеди Божии или не исполняет. А как это трудно! Какой-то простой мирянин бьет по лицу епископа. По церковным канонам тот, кто ударил епископа, отлучается от Церкви. То есть святитель Спиридон мог его за оскорбление священного сана отлучить от Церкви, и никто бы никогда ничего не сказал против этого. Но он его простил кротко сразу, и подставил левую, и на собор прошел, и все благополучно разрешилось, и того человека исцелил – он раскаялся. Вот поступок христианский. И наша христианская жизнь, и наша вера будут укрепляться, только если мы будем совершать христианские поступки.

Мы все пока не христиане, а ученики и только пытаемся жить по-христиански. Но если мы хотим христианами стать, нужно постоянно совершать христианские поступки и словом, и делом, и мыслью. Вот мысль какая-то пришла – если человек не христианин, он начинает этой мысли следовать, пока не придет другая. Обычно у того, кто не ведет духовную жизнь, в голове все время прокручивается какое-то «кино»: то одно подумал, то другое, то на то посмотрел, то на это. Увидел человека красиво одетого – у него зависть появилась. Увидел кого-то на машине едущего – думает о том, что он загазовывает воздух. Увидел красивое лицо – значит, другие какие-то мысли пошли. И так ум все время плавает. Но христианин должен постоянно бороться с помыслами. Каждый раз, когда мы отсекаем помысел греховный, мы совершаем нравственный поступок. Этот поступок не видит никто, кроме Отца Небесного. И Господь, видя тайное, воздаст нам всегда явное – он укрепит нашу веру.

Отсечь помысел не так уж трудно, это подвиг малый, но тем не менее еще раз руку согнул, еще раз поупражнял мышцу своей души, мышцу своей веры. Только таким образом можно веру укреплять. И любой спортсмен знает: сколько бы ты мышцу ни качал, но если ты год не тренируешься, то все исчезает. Тот, кто начинает заниматься спортом, обречен заниматься им до конца своих дней, иначе он превращается в огромную, неповоротливую тушу и у него портятся печень, легкие, сосуды, сердце. Так же и в христианской жизни. Не дай Бог кому-нибудь сделать эксперимент – взять и перестать молиться утром и вечером хотя бы дня три-четыре. На пятый день прочитать правило будет в сорок раз тяжелей, чем тогда, когда ты устал и пропустил, потому что душа уже ослабла.

Поэтому, чтобы нам веру укреплять, необходимо постоянное упражнение в молитве, в чтении слова Божия. Надо постоянно себя понуждать. Неустанно, хочу – не хочу, могу – не могу, надо заставлять себя идти в храм. Устал – не устал, дела у меня – не дела, прошел срок порядочный – надо заставить себя подготовиться к причастию и причаститься Святых Христовых Тайн. Какая-то сложилась ситуация – как тебе ни хочется поступить греховно, надо заставить себя поступить по-христиански, независимо от того, что ты чувствуешь и что ты думаешь. Есть заповедь Божия – и исполняй. И постепенно мы увидим, что заповеди нам становится исполнять все легче и легче, а потом почувствуем, что нам невозможно совершить грех: мы настолько привыкнем исполнять заповеди Божии, что согрешать нам уже будет тяжело, мы не сможем даже себя к этому понудить – у нас возникнет навык христианской жизни. Вот это и есть возрастание нашей веры.

Каждый из нас должен быть кремнем. Господь назвал камнем Петра: «петрос» по-гречески значит «скала». «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою». Так же и мы. Если мы хотим быть храмом Святого Духа, домом Божиим, то должны обязательно веру свою укреплять и с неверием в своей душе постоянно бороться, не надеясь ни на каких людей, а только на Самого Единого Бога. И нужно постоянно к Нему обращаться. Только таким образом можно избавиться от этого пагубного греха неверия, который в каждом из нас есть, но присутствует так незаметно, что мы его не видим. В этом его и крайняя опасность. Аминь.

 

Как научиться любить врагов?Иеросхимонах Валентин(Гуревич)

Откуда берётся пустота в сердце

Господь Иисус Христос пришёл на землю, чтобы разрушить дело сатаны, который в древности во времена прародителей добился того, что Господь оставил человека. Вот сатана соблазнил наших прародителей, они проявили своеволие, не послушались Господа, и Господь ушёл, оставив человека пустым, опустошённым.

С тех пор человек не может найти себе места, не может жить с этой пустотой в сердце, стремясь заполнить её всем, что находит вокруг себя – наслаждениями, развлечениями, алкоголем, наркотиками, телевизором, компьютером, деньгами, властью. Изобретаются всё новые и новые наслаждения, чтобы тело свое лелеять и холить, чтобы оно могло хорошо покушать, выспаться и получить различные утешения. Эти заботы и пристрастия так завладели человеком, что он забыл Бога, став неполноценным. Ведь полноценный человек – с Богом, он находится в непрестанном Богообщении. А когда Бог ушел от человека, осталась только наша животная, биологическая природа. И душа стала принадлежать телесным потребностям, телесным заботам, наслаждениям. Человек пристрастился к этим развлечениям и утехам.

Человек и хотел бы прекратить повторения этих грехов, ему это уже надоело, он хочет освободиться от зависимостей, но он уже раб этих страстей, и его снова толкает на эту же стезю. И в душе у него нет покоя, ведь ничто не может заменить Бога, ведь Бог это полнота жизни, безбрежный океан любви,  блаженство, и всеведение. И блаженство, и красота, и благолепие, и всемогущество Царя царей – это все превышает власть земных президентов и богатство царей земных. А пока мы здесь, на земле, мы всё время находимся в страхах, потому что человек остаётся наедине с тем самым древним змием.

Путь к Божественной премудрости

И вот Господь Иисус Христос пришёл на землю, чтобы нарушить это дело сатаны и сделать все необходимое, чтобы появилась возможность возвращения к Богу человека, а от человека требуется только встречное движение к Богу. Чтобы совершить свою миссию на земле, Он избрал себе учеников-апостолов, он учил их три года, а ученики ведь обычные люди, у них были немощи человеческие – и боязливость и соперничество и ревность не по разуму, и стремление быть первым. А Он учил их смирению, любви к врагам…

Сатана, который понимал, что его делу грозит опасность со стороны Господа, хотел Его уничтожить, умертвил его руками фарисеев, а Господь воскрес и послал Святого духа, который постоянно был с апостолами, наставлял их на всякую истину.

Господь до этого их учил целых три года, но на апостольство они стали способны, только когда их укрепил Дух святой, когда Господь вселился в их сердца, дополнив все свойства, качества, которым их учил Христос. Это был завершающий венец обучения. Тогда они обрели эту премудрость, стали к ней причастны, обрели  это незлобие, дары Святого духа, чудотворение, так что они могли идти по всему миру и получили способность уловить всех в сети любви Христовой, потому что они были уже укреплены Святым духом, и они уже получили эти дары.

И вот они стали распространять это учение, обладая премудростью Божию, незлобием, любовью ко всем. Господь сказал им: я посылаю вас как овец среди волков. Вся вселенная на них восстала. Они обнаружили, что они окружены врагами. И свой народ их побивал камнями, считая отступниками от закона Моисея, и чужие хотели убить. Если бы апостолы оставались на обычном человеческом уровне, на котором Господь оставил человека, с его жалкой природой, имеющей инстинкт самозащиты, самосохранения, они бы не смогли исполнить эту заповедь любви к врагам, потому что как животное, которое охраняет себя и свою жизнь – на злобу оно отвечает злобой, нас кусают и мы кусаемся, – и они не привели бы никого в сети любви Христовой и сами бы не спаслись, потому что озлобление, ненависть отталкивают благодать Божию.

Итак, они и сами не спаслись бы и другим воспрепятствовали бы в спасении. Но они уже имели способность незлобия, и поэтому не оттолкнули, а привлекли к себе своей любовью, своим сочувствием к падшему человечеству весь мир. И вот мы продолжаем эту линию апостольскую, потому что кругом нас люди, которые подвержены языческим нравам, либо иноверцы, которые приходят к нам. И мы должны сохранить эту апостольскую способность быть с Богом, быть с премудростью Божией, быть незлобивыми и любвеобильными, и не отталкивать людей своим ожесточением, а привлекать их к любви Христовой, чтобы они спасались. Потому что Господь Сам хочет, чтобы мы спаслись. Нет таких отверженных, язычников или иноверцев, которым бы он  хотел погибели. И мы должны ему способствовать в этом. И поэтому заповедь любви к врагам должна нами быть осуществлена. Сами мы не можем этого сделать своими силами, потому что это не наша любовь, она будет только в том случае, если с нами будет Бог.

Сохранить сердце от ожесточения

Особенно святые отцы говорят о том, что чтобы сохранить сердце от ожесточения и ненависти, эта заповедь  — самая главная. Особенно актуальной она становится в периоды ожесточения и взаимного озлобления в обществе. Это будет в конце времен – Господь сказал, что «От умножения беззаконий оскудеет любовь многих, и Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле». Это будут антихриста времена, и уже были «репетиции» этих антихристовых времен. В частности, наша богоборческая революция принесла нам страшное взаимное ожесточение.

В эти времена были явлены великие святые, такие как Иоанн Кронштадский, святитель Тихон, отец Силуан – они были явлены в это время, чтобы подчеркнуть необходимость выполнения этой заповеди любви именно в эти ожесточенные братоубийственные времена. И сейчас мы видим, что происходит то же самое. Повсеместное взаимное ожесточение – между различными политическими партиями, различными национальностями, вероисповеданиями. Мы видим, что кругом злоба…

Недавно на сайте «Православие и Мир» один профессор пишет «достаточно почитать Интернет, послушать о том, что говорят друг другу политические оппоненты с обеих сторон, оппозиционеры, что звучит в средствах массовой информации, в личных блогах, чтобы понять, что кроме отборного мата другого языка народ не знает. У нас везде в разных жизненных ситуациях источается злоба, замешанная на амбициях и жадности. Это говорит о нашем варварстве и удаленности от Бога».

И вот мы видим признаки последних времён – ожесточение, умножение беззакония. От этого оскудевает любовь, в нас все закипает, и мы можем поддаться этому ожесточению, сами погибнуть, и других оттолкнуть. Поэтому самое главное сейчас – сохранить заповедь любви.

Сейчас надо вспомнить, что говорили святые отцы по этому поводу. Вот несколько высказываний святых отцов, которые мы должны собирать и применять на практике.

Ненавидеть и гнушаться – это разные понятия

Вот Иоанн Кронштадтский, который жил как раз в самый канун революции, видел нарастающую озлобленность, ожесточение, которое предвещало страшные времена.

Неправильная цитата: «Любите врагов ваших и ненавидьте врагов Божиих».

Он так не говорил, вот его действительные слова: «Любите врагов ваших, гнушайтесь врагами Божиими».

Ненавидеть и гнушаться – это разные понятия. Еще в Ветхом завете иудеям было запрещено общаться с иноверцами, чтобы они могли сохранить свою религию.

Когда же появилась христианская церковь, была апостольская благодать. Вначале Христос тоже ограничивал общение апостолов с иноверцами, и только когда дух святой на них сошёл, были сняты ограничения на общение с иноверцами. Христос сказал — идите на край земли и со всеми общайтесь. Когда только образовалась церковь христианская, вначале ее члены действительно были мучениками. У первых христиан была эта благодать, они жили в окружении врагов и старались привлечь всех к этой христианской любви. И разумеется, общались с иноверцами.

А потом, когда христианство стало религией государственной, то в Церкви сосуществовали люди, которые имели эту благодать, и те, которые еще не получили это духовное вразумление, еще колебались, и поэтому общение с единоверцами было для них опасным, так как они могли уклониться от истинной веры христианской, поэтому было ограничение на общение с иудеями и язычниками.

В последние времена, когда взаимное ожесточение практически принимает вид войны, тогда святые отцы всем говорят, что нужно соблюдать заповедь любви не только к братьям-христианам, но и к врагам. В такие времена, когда мгновения спрессованы в века – в одно мгновение человек при таком ожесточении может очень быстро прийти к Богу. Он находится в крайнем состоянии, и его молитва становится более сильной. Так было во времена мучеников, когда под влиянием мученического примера даже люди некрещеные, даже мучители – на них сходила благодать, и они тут же объявляли себя христианами. Это происходило мгновенно.

Один поэт пишет в стихах о том, как те страшные условия помогали ему быстро осознавать духовные истины и изменяться.

Решетка ржавая, – спасибо;

Спасибо, старая тюрьма!

Такую волю дать могли бы

Мне только посох да сума.

Запоры крепкие, – спасибо!

Спасибо, лезвие штыка!

Такую мудрость дать могли бы

Мне только долгие века.

Действительно, века, спрессованы в мгновения, и человек в таких обстоятельствах становится ближе к Богу. Иоанн Крестьянкин говорил, что именно в тюрьме молитва была особенно сильной.

Надо собрать все высказывания святых отцов, со всех веков, в которых они говорят на эту тему.

Нападающие на нас тоже нуждаются в спасении

Иоанн Кронштадтский говорит: «Как надо храниться от злобы? Злоба иногда приходит в сердце под предлогом ревности о славе Божией» … Вот сейчас, например, когда нападают на православие, когда какие-то кощунственные акции происходят – мы не должны ожесточаться, мы должны понять, что эти люди тоже нуждаются в спасении. Мы не должны их своей озлобленностью, своим ожесточением соблазнять. Иоанн Кронштадский говорит:

«Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних; не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму.

Всего больше бойтесь подущений злого духа на брата: знает он, что любовь – первая наша добродетель, и знает благотворнейшие плоды ее для христиан – и потому больше всего старается лишить сердца наши любви. Все возможные – и малые и значительные предлоги – употребляет он к тому, чтобы возбудить между людьми вражду и ненависть.

Зная, как всезлобен дьявол и как являет на тебе, в сердце твоем злость свою, паля его нещадно, всемерно бегай всякого вида злобы, ни даже из-за самых, по-видимому, справедливых причин».

Ничто не должно вызывать в нас ожесточение, потому что, как сказал старец Софроний: понимание божественной природы Господа Иисуса Христа может быть только в том случае, если в сердце есть Святой Дух. А если есть злоба, злоба, ожесточение, ненависть, враждебность, это не от Бога, а от Сатаны, потому что Бог есть любовь и только любовь, в нем нет ни тени вражды. Поэтому это признак того, что действует святой дух.

Святые отцы о заповеди любви к врагам

Вот ещё слова св. прав. Иоанна Кронштадтского:  «Заповеди Господни надо исполнять без размышления, с поспешностью, по доверенности к  Законодателю. Например, о любви к врагам.

Помолись о враге и увидишь, как хорошо тебе будет, как ты успокоишься, как будет тебе легко. Горька, как смерть, вражда. Да бегаем вражды, как яда змиина. Да держимся любви, ибо сладостна любовь.

Господи, всади и утверди во мне чувство искреннего доброжелательства ко всем людям. Даже ко врагам моим. Даже ко врагам веры и отечества моего. Отверзи их сердечные очи. Да увидят правоту нашу, да приимут Православие веры и единым сердцем и душою да прославят Тебя, единого в Троице Бога нашего. Да не творят нам зла. Да не противятся нам в правых делах наших. Буди. Да прославится имя Твое, Господи, во всех языцех и племенах человеческих».

Ему вторит прп. Силуан Афонский. «Если кто вас обижает или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, молитесь Господу, говоря: «Господи, все мы создание Твое. Пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние». И тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать».

Вот и наши современники об  этом говорят. Архимандрит Иоанн Крестьянкин:

«Как обязывает закон Христов относиться к гонителям правды?

На неприязнь, враждебность мы обязаны отвечать спокойствием, доброжелательством.  Надо твердо помнить, что зло никогда не побеждается злом. Надо твердо помнить, что зло никогда не побеждается злом. Апостол Павел наставляет: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками» Не надо желать, чтобы гром и молния поразили наших гонителей и угнетателей, тех упорных, кощунственных безбожников, кто своим глумлением над верой причиняет нам невероятную боль, а надо молиться за них и жалеть их, потому что это самые несчастные люди на земле, ибо земная жизнь скоротечна, а вечная жизнь бесконечна. Сейчас они упорно противятся Правде, а некоторые открыто гонят ее. Но когда закроются их очи земные и откроются очи духовные, тогда страшно будет их прозрение! Разве не жалко этих людей! Разве христианское сердце может желать кому-либо вечной гибели и ада?

Если кто способен на желание кому бы то ни было такого непоправимого зла, кайтесь Господу!»

Иоанн Златоуст то же самое говорил в древности, советовал молиться о врагах. И говорил, что современные ему христиане весьма далеки от исполнения заповеди о любви к врагам. И что враждуют они со своими же единоверцами – членами одной с ними Церкви. Для преодоления этой вражды он тоже рекомендует, как действенное средство – молиться о своем враге. Советует молиться о враге и в том случае, когда враг не принадлежит к Церкви Христовой: « Ты скажешь мне – но мой враг – язычник, он иудей – молись, и будет таким, как ты»…

Радуйтесь и веселитесь, когда кто обидит!

И вот недавно патриарх Кирилл говорил в своей проповеди, что Златоуст советовал для стяжания любви к врагам исключить из своего лексикона презрительные, уничижительные, бранные клички и прозвища. Те, которыми мы привыкли клеймить ненавистных нам людей или группы людей и национальностей, стран, политические, религиозные, и другие. Потому что уже одна такая презрительная кличка автоматически вызывает в нас негативные и враждебные движения души по отношению к людям, которых мы этим термином обозначаем. Это служит серьезным препятствием для достижения нашей главной цели – любви, стремления к совершенству, наследованию Царствия Небесного.

А вот старец протоиерей Николай Гурьянов – на ту же тему говорил. У него были в гостях о. Валериан Кречетов, который его причащал и редактор журнала «Русский дом» Крутов. И вот Крутов говорит: «А сейчас, батюшка, много нападений идет, искушений разных, огромное количество просто, отовсюду, и прежде всего – на Россию. Просто со всех сторон нападают, со всех!»

А отец Николай отвечает: «Радуйтесь и веселитесь, когда кто обидит. Имя знаете если – помолитесь: Господи, прости! А не знаете, кто, все равно помолитесь за него и Господа возблагодарите: какой я счастливец, что все-таки Ты благословил нас.» Будем радоваться и молиться – видите, как Господь нас любит. Только мы часто не понимаем этой радости. Готовы взять дубину и дать сдачи.

Есть еще много советов святых отцов, вот Никодим Святогорец:

«Положим, что кто-нибудь оскорбил тебя чем-нибудь, большим или малым, и у тебя поднялись движения неудовольствия и раздражения с внушениями отплатить. Внимай себе и спеши сознать, что эти движения хотят увлечь тебя не на доброе; потому стань в позу воюющего и защищайся: 1) Пресеки эти движения, не давай им хода далее внутрь, и никак не допускай своему произволению стать на сторону их, будто правую. Это будет — воспротивиться им. 2) Но они все стоят в глазах, готовые опять к наступлению; восставь потому неприязнь против них, как против врагов, и разгневайся на них, по чувству самосохранения, пока можешь искренно сказать: неправду возненавидех и омерзих (Пс. 118, 163), или: совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми (Пс. 138, 22). Это сильный удар им, и они отодвинутся, но не исчезнут. 3) Взывай к Господу: Боже, в помощь мою вонми; Господи, помощи ми потщися (Пс. 69, 2). И не переставай взывать, пока и следа не останется вражеских движений и не водворится мир в душе. 4) Умирившись так, сделай что-нибудь оскорбившему тебя такое, что бы показывало твою к нему мирность и благорасположение: слово дружеское, одолжение подручное и т. п. Это будет исполнением того, что заповедует святой Давид: Уклонися от зла, и сотвори благо (Пс. 33, 15).

Такого рода действия прямо ведут к навыку в добродетели, противоположной тем страстным движениям, которые смущали»

…и так далее.

Главное – воссоединиться с Богом!

Это всё различные способы любви к врагам, но самый главный, кардинальный – это воссоединение с Богом. Если Господь будет в нашем сердце, тогда мы правильно будем относиться ко всем – и к ближним, и к врагам. Будем относиться к ним по-божески, не как животные – «око за око и зуб за зуб», – а как Господь на кресте. Будем любить, потому что Господь будет в нашем сердце. Будем полноценными людьми. Самое главное – это стремление к Богу. Господь всё сделал для того, чтобы это могло осуществиться. Он отдал свои плоть и кровь, сказал, что не господствовать пришел, а служить. Обычно разные тираны, наоборот, только берут, и мы называем их кровопийцами, а Господь отдал свои плоть и кровь. Мы должны сосредоточиться на любви к Господу. Всегда стремиться о нём думать, с ним беседовать, любить его всеми фибрами души. И сосредоточиться только на этом, ведь все остальное нас отвлекает от любви. Мы должны сосредоточиться на любви. Нужно причащаться, молиться, думать о Боге. Беседовать с ним. Тогда эту заповедь мы сможем осуществить.

 



Новости

Главная
Разместил: admin
23-24 сентбря, 2017 года, организуется паломническая поездка в Гусёвский монастырь Ахтырской Божией Матери...
Главная
Разместил: admin
07-08 октября 2017 года, в ФОКе ДЮСШ № 15 пройдёт календарное мероприятие Кубок Волгоградской области по тхэквондо (ГТФ)...
Главная
Разместил: admin
Закончились соревнования в Витязево...
Главная
Разместил: admin
Сегодня в Витязево завершился первый день соревнований...
Главная
Разместил: admin
Сегодня день был напряженным для руководства нашей организации...
Главная
Разместил: admin
Наша сборная благополучно добралась до Анапы...
Главная
Разместил: admin
Сегодня, 8 сентября 2017 года, с центрального железнодорожного вокзала, отправилась сборная команда Волгоградской области по тхэквондо (ГТФ)...

Страница 1 из 14  > >>